Президент Трамп планирует возродить сталелитейную промышленность. Он поручил, чтобы строители трубопроводов нефти и природного газа использовали только сталь американского производства. Его Департамент торговли уже подготовил соответствующие меры.
Независимо от своего благозвучного названия, план президента США будет иметь неприятные последствия - уничтожив больше рабочих мест, чем создаст.
Американские сталелитейные компании не делают детали нужного размера для большинства трубопроводов, а их продукция стоит больше, чем сталь из-за рубежа. Принуждение трубопроводных компаний к использованию отечественной стали приведет к росту цен и затягиванию проектов на многие года, что приведет к увольнениям и потерям возможности трудоустройства для десятков тысяч американцев.
В настоящее время нефтегазовые компании импортируют более трех четвертей стали, используемой в трубопроводах. Они делают это по той же причине, по которой Америка покупает бананы в Гондурасе. Американские компании технически могут выращивать бананы под стеклом в Нью-Йорке, но они предпочитают получать бананы из наиболее рентабельного источника и наслаждаться сбережениями.
Количество импортируемой стали вряд ли скоро изменится. Только 25 американских сталелитейных заводов производят детали для внутренних трубопроводов нефти и природного газа. И некоторым трубопроводам нужны трубы настолько толстостенные, что сталелитейная промышленность США их не может сделать.
Мандатирование использования отечественной стали для трубопроводов потребует от производителей стали переоборудовать их заводы. Затраты на ремонт и переоборудование могут более чем вдвое увеличить стоимость деталей трубопроводов и замедлить производство.
Это было бы катастрофой для обычных американцев. Трубопроводы создают десятки тысяч американских рабочих мест. Проект трубопровода Keystone XL в одиночку может привести к тому, что 40 000 американцев будут работать и получить более 2 миллиардов долларов дохода. Трамп недавно возродил проект этого трубопровода, не требуя от строителей использования американской стали.
История показывает, что политика протекционизма на рынке стали вредит американским рабочим. В 2002 году администрация Джорджа Буша ввела заградительные пошлину на импортную сталь. В результате рост цен на сталь вызвал экономический спад, который сократил 200 000 рабочих мест, что больше, чем число сотрудников, занятых в сталелитейной промышленности всех штатов.
Торговля, конечно, никогда не должна искусственно ограничиваться. Когда правительство вмешивается и заявляет: «Извините, мы хотим лишить вас ваших лучших вариантов и заставить вас тратить больше денег, чем вы в противном случае могли бы», это приводит к издержкам и фактически разрушает богатство.
Трубопроводы нефти и природного газа не только приносят пользу работникам. Они также экономят деньги американских потребителей. Предлагаемый проект трубопровода в Восточной Пенсильвании и Нью-Джерси мог бы снизить расходы на коммунальные услуги почти на 900 миллионов долларов за одну зиму. Отчасти благодаря экономичным трубопроводам типичный американский водитель экономит более 500 долларов в год на бензине.
Американская зависимость от нефти и природного газа растет. В июне спрос на нефть достиг 10-летнего максимума. Но, несмотря на высокий спрос, цены на энергоносители оставались низкими. Это потому, что новые трубопроводы сделали дешевле добычу для увеличения производства и удовлетворения потребностей потребителей.
Например, в феврале Трамп одобрил трубопровод в Дакоте. Одним росчерком пера он сэкономил нефте- и газодобывающим компаниям в Северной Дакоте около 540 миллионов долларов США. Трубопровод открыл новые рынки для этих предприятий, что позволило им увеличить производство на 50 процентов - и создать много новых рабочих мест. Эти сбережения также перетекают к потребителям в виде более низких цен на энергоносители.
Повреждение внутренних трубопроводных проектов может нести угрозу национальной безопасности. Не имея возможности производить и транспортировать собственную энергию, Америка будет зависеть от враждебных режимов, таких как Венесуэла и Саудовская Аравия. Сегодня Америка производит больше нефти, чем любая другая страна - невозможный подвиг без трубопроводов для транспортировки нефти на нефтеперерабатывающие заводы.
Два столетия назад французский экономист и государственный деятель Фредерик Бастиат высмеял протекционистские аргументы в «Записке свечи». В этом эссе свечи протестуют против того, что «у иностранного производителя света есть такое преимущество перед нами, что он наводняет наши внутренние рынки своим продуктом. И он предлагает его по фантастически низкой цене».
Этот конкурент оказался солнцем, которое обеспечивает свободный свет в конкуренции с создателями свечей. Бастиа остроумно объяснил, что именно в интересах общества принять весь свободный солнечный свет, который он может получить, и использовать ресурсы, которые в противном случае могли бы пойти на свечи, чтобы удовлетворить другие потребности. Этот урок все еще актуален сегодня.
Желание президента усилить сталелитейную промышленность США на первый взгляд звучит неплохо - но это не должно происходить за счет экономической и национальной безопасности Америки. Увольнение американских рабочих и проблемы на рынке стали – это не делает «Америку снова великой».